Амплуа – что это такое своими словами

Содержание статьи:
Амплуа в театре Древней Греции
Слово «амплуа» имеет французское происхождение и означает специализацию актера в исполнении ролей определенного плана. Обычно это связано с внешними данными артиста, а также его темпераментом, характером, стилем поведения. Подобное распределение ролей было принято еще в древности.
Античные театральные постановки четко делились на две разновидности – трагедию и комедию. Каждая из них требовала от участников соответствующей манеры игры. Различались пластика движений, модуляции голоса.
Актеры, получив свои маски, как бы срастались с ними. Существовало деление на актеров первого, второго, третьего плана. Первый трагик назывался протагонистом, именно ему доставались наиболее значительные роли – богов, героев.
Комедия дель арте и его герои
В XVI – XVIII веках в Италии существовала разновидность площадного театра, оказавшая большое влияние на развитие этого вида искусства – комедия дель арте.
Хотя у актеров не было специального здания, где проходили бы представления, труппы были профессиональными. Они показывали спектакли, где артисты по ходу дела импровизировали на заданную тему.
У каждого актера было свое определенное амплуа, маска. Характер персонажа ясно читался по лицу и костюму. Наиболее популярными персонажами были:
- Панталоне – скупой старикан, он же венецианский купец;
- Бригелла – умный слуга;
- Арлекин (в южном варианте Пульчинелла) – глупый слуга;
- Коломбина – служанка.
Это неполный перечень масок.
Театр периода классицизма
Развитие театрального искусства в Новое время было связано также с расцветом классицизма. Это направление характеризуется стремлением к четкой организации, определенности, классификациям. Все актерские роли тоже были классифицированы.
Спектакли были разделены по жанрам, их смешение не допускалось. Актеры, получив свои амплуа, почти всегда до конца своей карьеры оставались в этом образе. Возрастные изменения, конечно, вносили свои коррективы.
Когда герой старел, он мог поменять амплуа на «благородного отца». Но ни в коем случае не мог перейти, например, в злодеи. Получив амплуа положительного персонажа, он так и оставался таковым, даже перейдя в другой образ.
Выбирая для актера амплуа, главным образом, смотрели на его внешние данные. Были важны рост, черты лица, сложение, окраска голоса.
Героем не мог быть низкорослый актер, а героиней – некрасивая женщина. От героя требовался зычный голос низкого тембра. Актеры невзрачной внешности обычно играли роли слуг и имели комическое амплуа.
Высоко ценились декламационные способности, поскольку в классическом театре слово имело большое значение. Действие было не так динамично, как сейчас.
Зачастую актер застывал в эффектной позе и разражался длинным монологом. Особенно это касалось героев. Стоит упомянуть также амплуа первого любовника, который иногда совпадал с образом героя.
К персонажам второго плана относилось амплуа наперсника, в качестве которого выступали секретарь, кормилица или гувернер.
Живость действию придавали субретка и простак, в первом случае это была бойкая и острая на язык служанка, во втором – простодушный персонаж, вызывающий смех своей наивностью. Детские роли (и также требующие переодевания) исполняла травести. Эти и другие амплуа придавали спектаклю определенность.
Амплуа в современном театре
В начале прошлого века произошел пересмотр практики назначать актерам определенные амплуа. С развитием реалистического направления стало важно отражать действительность на сцене максимально достоверно.
Задачей режиссера стало поставить спектакль так, чтобы он выглядел зеркалом реальности. В таких условиях персонажи перестали быть масками, выражающими одну-две черты, а полнокровными образами со всеми сложностями человеческой натуры.
В России против амплуа активно выступали А. П. Чехов и К. С. Станиславский, который в своем Московском художественном театре полностью отказался от подобной практики. Однако система амплуа имела и своих не менее авторитетных защитников.
Ее считали специфически театральным способом показать различные человеческие типы такие режиссеры, как В. Э. Мейерхольд, Н. Н. Евреинов, В. Бебутов и другие. Мейерхольд со своими сторонниками даже предприняли в 1922 году попытку создания так называемой «вечной» таблицы, в которой были перечислены 17 пар амплуа, когда-либо существовавших в театре.
Тем не менее, система амплуа не принята сейчас в современном театре. Актеры, правда, делятся в некоторых труппах на ведущих и второстепенных, но могут играть разные роли. Театральное искусство постоянно развивается, появляются новые, синтетические, жанры. От актеров требуется универсальность.