Каденция – что это

Фото Каденция – что это

Что такое каденция простым языком

В любом виде искусства имеется ряд приемов, делающих произведение уникальным и оригинальным. Каденция в музыке – является одной из таких уловок. Без нее мелодия утрачивает самые захватывающие моменты.

Ели кому-то приходилось слушать по телевидению или в консерватории концерт для скрипки, фортепиано или виолончели с оркестром, то он, наверное, заметил, как заканчивается первый акт концерта. Играет музыка, а в ней отчетливо слышится мотив, на котором композитор выстраивает первую часть.

Так сочетаются и соперничают между собой ведущий инструмент и оркестр. Кажется, что все заканчивается, но вдруг все музыканты по команде дирижёра замолкают. И тут начинается искусное соло. Это полет фантазии сольного исполнителя.

Соло на концертную тему. Исполнитель показывает все свои способности. Темпераментный и певучий ритм сменяется, стремительными пассажами и впечатляющими аккордами. К завершающему аккорду каденции подключается оркестр. И уже весь оркестр закрывает композицию.

Начало применения каденции

В 18 веке композиторы не генерировали каденций. Во время исполнения произведения каждый солирующий инструмент импровизировал, как мог. Первым композитором, писавшим каденции к своим произведениям, был Бетховен.

Так стали поступать впоследствии и другие музыканты. Появились традиции, и каденция стала более гармоничной и начала лучше вливаться в форму всего произведения. Каденция-гармоничные обороты, заключающие отдельное музыкальное построение и завершающие изложение музыкальной мысли. Как правило, в любой музыкальной композиции звучит не только мелодия, а слышится несколько звуков одновременно.

Эти звучащие одновременно и последовательно ноты находятся в определенном соотношении друг с другом. В простом случае данные звуки имеют отношение к трезвучию. Такой музыкальный отрезок был бы довольно скучным, если бы звучал только один звук.

Таким образом, используемые поочередно разные триады делают произведение более интересным. Какие именно звуки подходят для того, чтобы музыкальный отрезок звучал красиво и гармонично определяется гаммой соответствующий тональности. Для этой цели генерируется три звука для каждого тона звукоряда из звуков, которые включены в гамму.

Три основные аккорды

В качестве основных трех звуков обозначают три звука на 1-й, 4 и 5 ступени тональности. 1 ступень называется тоникой (Т). 4 ступень-субдоминанта (S). 5 ступень доминанта (D).

В трех основных аккордах содержатся все звуки гаммы тональности. Таким образом, мелодия, состоящая только из звуков основных тонов, может сопровождаться этими тремя аккордами, так как каждый мелодичный тон содержится, по крайней мере, в одном из трех основных аккордов.

Сопровождение простых песен (народные песни, шлягеры и так далее) часто состоят всего лишь из трех аккордов. В четырехголосной партии звучат голоса: Бас-тенор-альт-сопрано. Бас и сопрано являются внешними голосами, а тенор и альт центральными.

При классическом соединении аккордов следует учитывать регуляторы направление голоса, а в отношении трех основных аккордов следующие правила: 1. общие звуки остаются в той тональности, где лежит голос. 2. другие звуки идут по кратчайшему пути аккорда тонов.

При соединении T – S и D-T всегда есть общий тон. Эти пары аккордов являются родственными, а их основные звуки квинтов (вверх или вниз) идут врозь. При подключении S-D отсутствует общий звук. Если соединить эти аккорды самым простым способом, их необходимо перемещать параллельно. При этом возникают параллели октавы и квинты.

Эти параллели запрещены древними традициями, так как считались звучащими некрасиво. Чтобы обойти эти параллели существует еще одно правило: При подключении аккордов они направляются против движения общего звука. Как и в случае S-D (или наоборот) базовые тона делятся на один интервал.

Простая каденция

Простая каденция переводится как заключительная точка. Под этим подразумевается окончательное обращение соединений D-T с ниспадающей квинтой в басу (или восходящей кварты). В более широком смысле под простой каденцией понимается аккордовое соединение T-S -(T) -D-T. Соединение D-T заканчивает его.

Гармоничное напряжение в этих двух парах аккордов характеризуется Лейттон. Благодаря простой каденции очень четко выделяется тональность, так как все тона гаммы представлены, по крайней мере, в одном из трех основных аккордов.

Тоника заканчивается заключительным повтором D-T(заключительной точкой) и разрешением Лейттона в качестве тонального центра. Такие каденции являются важным структурным элементом в музыке.

Каденция придает законченность и гармоничность любому музыкальному обороту. Следует воспринимать каденцию в музыке как образец законченного музыкального построения, выражающее одно музыкальное мнение.