Кто такой балетмейстер и чем он занимается?

Фотография Кто такой балетмейстер и чем он занимается?

Балетмейстер – кто это такой простыми словами

Слово «балетмейстер» произошло от немецкого «мастер балета». Деятельность этого профессионала посвящена постановке хореографических спектаклей. В первую очередь, это балет, а также мюзиклы, оперетты, отдельные номера, танцы и концертные программы.

Любые виды танцевального искусства требуют руководителя, который не только репетирует с артистами давно разученные партии, но и создает новые движения, оригинальные композиционные решения, проекты новых балетов и постановок.

Балет как вид искусства предлагает зрителям музыкальные и хореографические образы, завораживающие своим совершенством, силой эмоционального воздействия, особой эстетикой.

Объединить на сцене прекрасную музыку, талант и навыки танцовщиков, восхитительные находки театральных художников и костюмеров – такова задача балетмейстера, справиться с которой может только настоящий знаток своего дела.

От артиста балета до постановщика

Великие балетмейстеры сами были артистами балета, учились хореографии, но не только. Балетные и танцевальные школы дают своим выпускникам достаточное образование по истории культуры и литературы.

Естественно, хореографы не перестают учиться практически всю жизнь: быть в курсе традиций и новинок мировой танцевальной культуры – одна из их постоянных задач. Без этого невозможно создать новый образ или отстоять совершенство классического произведения.

Самый высокий уровень – это руководитель или даже создатель танцевального коллектива, у которого есть свое видение развития хореографического искусства. Постановщик отдельных номеров – это тоже балетмейстер, который работает над небольшими формами.

Хореографы, разучивающие с артистами отдельные движения, и репетиторы, занятые отработкой номеров, также являются представителями этой сложной профессии. Разнообразные задачи в ней ведут к одной цели – создать яркое произведение в этом эстетически выразительном, но трудоемком жанре.

Балет невозможен не только без общей концепции, но и без тщательного планирования репетиций и проработки партий.

Из истории русского балета

Первыми постановщиками балетов в России были иностранцы. Так, Мариус Петипа, по приглашению властей приехавший в Россию, поставил десятки спектаклей в ведущих театрах Санкт-Петербурга и Москвы. Многие из его классических постановок до сих пор пользуются популярностью у ценителей балета во всем мире.

В первой половине двадцатого века мировую известность получили многие балетмейстеры, выходцы из России:

  • Георгий Баланчин;
  • Сергей Лифарь;
  • Леонид Мясин;
  • Бронислава Нижинская;
  • Михаил Фокин.

Советский балет славился не менее великими именами: Дмитрий Брянцев, Владимир Бурмейстер, Рудольф Нуриев, Юрий Григорович, Игорь Моисеев. Заслуженное признание эти великие творцы получили не только в своей стране, являясь лауреатами государственных премий и кавалерами почетных орденов.

Им были присвоены десятки иностранных наград. Так оценивается роль хореографического искусства, которое немыслимо без балетмейстера.

Современный балет

Классические балеты, которые поставили балетмейстеры прежнего времени, по-прежнему любимы зрителем. Театр «Русский балет» Вячеслава Гордеева с успехом ставит «Лебединое озеро» в редакции Мариуса Петипа, «Дон Кихот» с хореографией А.Горского, «Золушку» в постановке Р.Захарова.

Имена этих балетмейстеров наряду с именами великих композиторов – Чайковского, Минкуса, Прокофьева вошли в историю искусства. В программе спектакля обязательно указываются все его создатели – композитор, автор либретто и постановщик-балетмейстер.

Великий балетмейстер Игорь Моисеев создал известнейший профессиональный ансамбль народного танца. Этот творческий коллектив благодаря своему хореографу сделал танцы народов мира высоким искусством.

Народные пляски интерпретировались Моисеевым как сложные классические номера. В исполнении мастеров балета они пользовались неизменным успехом во всех странах.

Творческий поиск – основа индивидуальности великих балетмейстеров. Их постановки всегда отличаются свежестью, новизной, уникальностью. Поиски современных хореографов часто отходят от условностей либретто, ими созданы уникальные композиции, которые привлекают своего зрителя.

Также расширяется сценическая драматургия балетов – ранее недоступные для балетной интерпретации сюжеты становятся интереснейшими спектаклями.

Вставные номера в современных мюзиклах тоже заслуживают внимания. Например, балетмейстер Жиль Майо создал незабываемые пляски в представлении «Нотр-Дам-де-Пари», которые производили на зрителей столь же сильное впечатление, как и прекрасные песни. Этот спектакль видели более 11 миллионов человек.